Светильники своими руками из керосинки


Светильники своими руками из керосинки



Лампа керосиновая настольная 9-тилинейная

Метки: | | | | | |

Со стеклянным резервуаром голубоватого цвета в форме вазы. Горелка плоская с фитилем. На головке ключа горелки — заводское клеймо: «Металламп-54». Производство завода «Металламп», Москва, 1954 г.
Медь, стекло. […]х14×13 см. Без стекла. Загрязнена.

КГМ-15691. Акт. №95, от 12.09.79. Передала А. П. Смолокурова, 1922 г. р., д. Ерши Кондопожского района в июле 1979.

Источники:

Лампа керосиновая, первая

Метки: |

«От первой керосиновой лампы Игнатия Лукашевича, зажженной в 1853 году в Лычаковском госпитале во Львове […]».

Источники:

Лампа корабельная в кардановом подвесе

Кардановым подвесом пользуются для того, чтобы дать предметам возможность оставаться в неизменном положении, когда опора качается в разные стороны. В простейшем виде он употребляется на судах для подвешивания ламп и компасов.

Источники:

Лампы керосиновые

Метки: |

Лампы керосиновые появились в России в 1861 и 1862 и вытеснили все другие источники света. Свойства фитиля должны быть таковы, чтобы керосин поднимался по нему в первые 5 минут до 13 см.

Действие керосиновых ламп зависит от качества керосина (уд. в. 0,819–0,825), точка вспышки — не менее 29°). По ширине фитиля керосиновые лампы разделяются на 5-, 10-, 14-, 16-, 20-линейные и типа «молния», причем в плоских размер соответствует действительной ширине фитиля, в круглых же означают ширину фитиля, сложенного вдвое. Лучшие керосиновые лампы расходуют 2,8 гр. керосина за 1 свечу/час.

Источники:

Лампы керосиновые

Лампы керосиновые - см. Lauri Jantti, Talonpoikaisesineiston katoavaa kauneutta. - Helsinki, 1974. - С.146, ил. 86.

Источники:

Лампы керосиновые

Метки: | | | | |

Изобретение и быстрое распространение керосиновой лампы во второй половине XIX в.— одно из важнейших событий в развитии человеческой цивилизации. Но этому предшествовала длинная череда исторических этапов, насчитывающая многие тысячелетия…

Первым большим достижением доисторического человека стало его умение добывать огонь и разводить костер. У костра он обогревался, жарил на нем добычу, отпугивал им хищных зверей и разгонял устрашающий мрак ночи. Так костер стал первым, созданным руками человека, источником света и началом человеческой цивилизации.

Постепенно круг потребностей человека расширялся, и это дало толчок к попыткам создания переносного огня. В этом качестве вначале была изобретена лучина из смольного дерева, которая на Руси из глубины веков дошла до начала XX в., позднее — факел как ее модификация. В античном мире (Древний Египет, Греция, Рим и др. ) для освещения широко использовали оливковое масло (в древней и старой России его называли «деревянным маслом», очень дорогим и потому практически не нашедшим широкого применения), которое заливали в глиняные светильники с фитилями, скрученными из хлопчатобумажных нитей. Когда в IV в. до н. э. Александр Македонский дошел со своими фалангами до Каспийского моря, то обнаружил, что местные жители (мидийцы, гирканцы и др. ) использовали похожие светильники — здесь их называли «чираг», (или «чирак»),— заполняя их нефтью. В III-IV вв. н. э. нефть для освещения стали использовать и в древнем Боспорском царстве, на северных берегах Черного моря.

Позднее были изобретены свечи, дававшие значительно больше освещения, чем фитили в светильниках. Первые из них в Средневековье изготовляли из пчелиного воска, затем — из говяжьего сала и стеарина. В наше время в быту иногда тоже применяются свечи, но теперь уже из нефтяного парафина.

Не многим известно, что такой простой по современным меркам прибор, коим является керосиновая лампа, создавался в течение нескольких столетий. К ее появлению приложил руку еще сам Леонардо да Винчи (1452–1519), снабдив свой образец стеклом для притока воздуха к горячему пламени; однако решение общей задачи он сам же осложнил попыткой охлаждения этого стекла водой. В конечном счете, великому флорентийцу так и не удалось создать светильник нового поколения.

Промежуточным пунктом на пути между средневековыми светильниками и будущей керосиновой лампой стала лампада. В примитивном объяснении — это емкость, наполненная твердым или жидким жиром, куда погружается фитиль. На протяжении многих веков лампада «совершенствовала» свой внешний вид и конструкцию: от каменной, глиняной, известняковой — к полностью металлической. Последняя ее модификация выпала на долю Джероламо Кардано (1501–1576), работавшего в период Возрождения. У него стеклянная тарелка (емкость для топлива) состояла как бы из двух частей: в одной был резервуар с топливом, которое по мере надобности наполняло другую с помещенным в ней фитилем.
Но инженерная мысль на этом не остановилась — изменения в конструкции лампады следовали одно за другим. В 1780 г. французский химик Жозеф-Луи Пруст (1754–1826) отделил горизонтальной трубкой топливную емкость от горелки, благодаря чему горение стало более равномерным (за счет поступления топлива к фитилю равными порциями). В 1783 г. француз А. Арганд (1755–1803) придал фитилю форму цилиндра, а другой — Кенке — снабдил «аргандову горелку» цилиндрическим стеклом, что хотя и увеличило приток воздуха к пламени, но в общем и целом не устранило образования обильной копоти.

Тогда же парижский аптекарь Антуан Кинкет (1745–1803) изобрел так называемый «стеклянный камин», который подвешивался на стену. Источник света не стал давать тени от емкости; такая лампа получила по фамилии изобретателя название «кинкет». В начале XIX в. во Франции было сделано еще одно улучшение, как потом оказалось, коренным образом повлиявшее на внешний вид будущих керосиновых ламп: на корпус поместили цилиндрическую емкость для топлива. Оно стало стекать в расположенную ниже «горелку Арганда» с защитным стеклом, кроме того, всю конструкцию расположили в абажуре матового стекла. С тех пор лампы этого типа стали называться «астрал» («без тени»).
Однако работа инженеров, ученых и просто талантливых самоучек по созданию более совершенных ламп продвигалась медленно; они, по большей мере, шли эмпирическим путем, хотя бы потому, что еще не знали теории процесса горения. Кроме того, не было и универсального достаточно дешевого топлива, которое бы обеспечивало яркое свечение, надежность и безопасность применения. Оливковое масло было достаточно дорогим и практически недоступным для северных стран, да и светило оно не так уж и ярко. Животные жиры, скипидар, их смеси имели свои недостатки.

Поиски новых горючих субстанций продолжались. С 30-х годов XIX в. в лампах начали использовать минеральные масла — как наиболее дешевые. В 1830 г. австрийский химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля получил новый осветительный продукт, который стали называть «фотоген» (то есть «свет рождающий», или «свет дающий»). А во Франции в 1832 г. предприниматель Селлиг применил для этого сухую перегонку горючих сланцев. В 1850 г. Вагенман в Германии добыл масло посредством сухой перегонки бурых рейнских углей, окрестив более легкий продукт также «фотогеном», более тяжелый — «соляром» («солнечным»). Нефтепромышленники сразу смекнули: создание керосиновой лампы в будущем обеспечит им дополнительные дивиденды; они были не только заинтересованы в скорейшем ее появлении, но и всячески финансировали любые исследовательские работы на этот счет.

Десятки российских и зарубежных предпринимателей быстро оценили выгоду от создания керосиновой лампы. Их конструкции множились день ото дня: лампы Кумберга, Тенцлера, Вагнера, Гольдсмита, Меринга, Филиппса и многих других. Однако первые попытки использования керосина в масляных лампах часто заканчивались неудачами.
Наконец, в 1852–1853 г. фармацевты одной из аптек Львова — Игнацы Лукасевич и Ян Зех (Зег) — изобрели первый безопасный тип керосиновой лампы — прообраз будущего массового изделия.

Неоценимые усовершенствования в ее конструкцию внес Адам Братковский. Однако еще долго у нее оставалось слабое место, которое пытались устранить на протяжении многих лет и от которого зависела эффективность освещения,— механизм регулировки поднятия и опускания фитиля. Также в течение долгого времени совершенствовались материал, из которого изготавливался фитиль, и его форма.

Цилиндрический резервуар лампы, выполненный из металла, был полностью отделен от камеры сгорания и имел ручку для переноса. Цилиндрическая же трубка из прозрачной слюды защищала горелку от пламени. Доступ воздуха снизу, а также выход горячего воздуха и дымовых газов через многочисленные отверстия в верхней части лампы обеспечивали естественную тягу для поддержания стабильного пламени. Эта конструкция лампы была уже в 1853 г. использована для освещения операционной во львовской городской больнице. Одновременно Я Зех запатентовал как свое изобретение сернокислотную очистку керосина от ароматических углеродов, «избавив» керосин от неприятного запаха, увеличив его светимость и резко снизив образование копоти.

В 1894 г. ученик и ассистент крупного специалиста горного дела, профессора кафедры химии Горного института К.И. Лисенко (1836–1903), инженер А.И. Степанов впервые в мире разработал «Основы теории ламп», за что в 1896 г. был удостоен первой Российской премии имени Людвига Нобеля. Позже эта теория была развита самим Лисенко, что создало основу для современной конструкции керосиновых ламп.

Керосиновое освещение после этого получило молниеносное распространение. Стали бурно развиваться мастерские по производству элементов ламп и ламп в целом. Ими заинтересовались многочисленные производители лампад. В Германии, Австрии, Франции, а затем в России и США стали организовываться крупные предприятия по производству все более совершенных и разнообразных по конструкции ламп.

В зависимости от эпохи менялся стиль в архитектуре, строительстве, искусстве; все это оказывало огромное влияние и на внешний вид керосиновой лампы. Соответственно менялись материалы для ее изготовления (бронза, серебро, золото, стекло, мрамор, фарфор и т. д. ), а также декор и техника украшения (листья, растения, цветы, бабочки, птицы, прозрачное или матовое стекло, «крошка», «нить», травление плавиковой кислотой и др. ). Некоторые светильники такого рода дошли до наших дней и представляют собой уникальные художественные произведения. В г. Кросно (Польша) создан даже специальный «Музей керосиновой лампы», где хранятся редчайшие ее экземпляры из многих стран мира.

Наибольшего своего распространения керосиновые лампы достигли в 1860–1920 гг. Затем их во все большей степени стали вытеснять газ и электричество, хотя еще в течение долгого времени они применялись на железной дороге в качестве сигнальных устройств. Осветительный керосин практически полностью потерял свое значение в Европе и США после второй мировой войны, хотя до сих пор почти треть населения земного шара, живущая в отдаленных и труднодоступных районах многих стран (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Африки и др. ), пользуется освещением на его основе.

Да и у нас, в России, во многих сельских магазинах простая керосиновая лампа — еще не редкость. Вызывая порой ироническую усмешку наших более молодых сограждан из-за примитивности устройства и «грубости» дизайна, она частенько еще спасает своих владельцев при неожиданном отключении электричества. Словом, время ее уйдет еще не скоро.

Источники:

Лампы керосиновые

См.: Ежи Голубец. Керосиновые лампы. – В ж-ле «Наука и жизнь», №5, 1966(?), стр.146-147. Сокращ. пер. с польского.

Источники:

Лампы керосиновые стеклянные завода Болотиных

Метки: |

Лампы керосиновые стеклянные завода Болотиных - см. . Подробнее: Рачук Е. Лампы завода Болотиных // ДИ. - 1976. - №2. - С.46-48 (с 13 фотогр.).

Источники:

Лампы керосиновые: линейность.

Метки: |

5–8-милинейные.

«Чаше всего сейчас можно встретить «одиннадцатилинейки», а в прошлом веке применялись «пятнадцатилинейки», «двадцатилинейки» и даже «тридцатилинейки». […] Нумерация эта […] обозначала ширину фитиля, измерявшуюся в (одна двенадцатая дюйма). Обычно она проставлялась в верхней части лампового стекла (например, цифра «15» или «20», часто также и на горелках. Ширина фитиля — это была одна из самых главных характеристик керосиновых ламп в конце XIX века».

Источники:

Лампа керосиновая настольная с абажуром / Из фондов музея-заповедника "Кижи" КП-194/117

Лампы керосиновые

Метки: | | | |

Керосиновые лампы были изобретены польским ученым Игнацием Лукасевичем в 1853 году. Вскоре после изобретения, новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света. В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состоит в том, что в керосиновых лампах помещается выше резервуара, так как керосин, в отличие от масла, – горючее легкое и хорошо впитывается фитилем. Свойство фитиля должны были быть таковы, чтобы керосин поднимался в первые пять минут до 13 см. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.

Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы. Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет, неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный . Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.

Источники:

Карсельская лампа

Метки: | | | | |

Эти светильники в 1800 году изобрел швейцарский мастер Карсель. В его модели резервуар для масла находился непосредственно под горелкой, а масло нагнеталось к фитилю при помощи поршня и сжатой пружины, постепенно освобождаемой специальным часовым механизмом. Такие светильники давали приятный ровный свет. До изобретения электрических светильников они были самыми совершенными, единственным серьезным недостатком ламп являлась их высокая стоимость. Обычная карсельская лампа представляла собой фарфоровую вазу на массивной бронзовой подставке. В 1840–1870-х годах такие предметы выпускали на петербургских фабриках: фарфор и бронза были местного производства, а сложные часовые механизмы выписывали из Парижа и Женевы. Не закончилась их жизнь и после повсеместного распространения электричества. Уже в конце XIX века карсельские лампы начали переделывать в электрические. Во многих антикварных салонах можно увидеть электрические светильники с красивым расписным фарфоровым туловом, сверху и снизу обрамленным в золоченую бронзу, — несомненный знак того, что в свое время это были карсельские лампы.

Источники:

Кенкетная лампа

Метки: |

Ее устройство — результат работы двух изобретателей: в 1784 году швейцарец Арганд запатентовал конструкцию лампы, в которой масло стекало в горелку из расположенного выше резервуара, а француз Кенкет улучшил это устройство, водрузив на горелку стеклянный цилиндр с шаром. Сила света кенкетной лампы была равна свету от 9–12 свечей, такими светильниками стали пользоваться во всей Европе. В России кенкетные лампы появились в 1790-е годы и довольно быстро получили широкое распространение. Ими освещали помещения в императорских дворцах, домах столичной аристократии и мелкопоместного дворянства. Основной причиной быстрого исчезновения кенкетных ламп стало изобретение более совершенных осветительных приборов. Сами по себе эти лампы не были столь красивы и изящны, чтобы их ценили как произведения искусства. Не изменилось к ним отношение и сегодня, поэтому кенкетная лампа чаще присутствует в музейных собраниях, чем в коллекциях антиквариата.

Источники:

Конструкция ламп

  • свечи (подсвечники)
  • масляные
  • керосиновые
  • миниатюрные лампы
  • калильные лампы
  • фонари (железнодорожные, морские, велосипедные, летучая мышь, специальные)
  • карбидные и прочие
  • нагревательные и примусы

Источники:

Лампа-бульотка, Франция, XIX в. / Фото с сайта www.bersoantik.ru

Лампа-бульотка

Метки: | |

Лампа-бульотка появилась на рубеже XVIII–XIX веков. Ее название происходит от популярной карточной игры «бульот». Главное ее отличие от канделябра заключается в наличии непрозрачного металлического абажура, который свободно двигается по вертикальному стержню. Ниже на стержне закреплен подсвечник, в котором размещается от одной до четырех свечей. Лампу-бульотку ставили в центре карточного стола, ее абажур располагался на такой высоте, что тень от него падала на лица картежников, а их руки и карты были ярко освещены. Эти светильники стали свидетелями многих драм, разыгрывавшихся в русском обществе первой половины XIX века, воплощенных впоследствии в литературе, живописи и жанровых сценках на предметах декоративно-прикладного искусства. Со временем роль лампы-бульотки изменилась, она превратилась в традиционный предмет на столе у рус- ского чиновника. Дорогие лампы выполнялись из литой золоченой бронзы, а их абажуры расписывали орнаментальными композициями по красному или зеленому фону. Бюрократическая традиция оказалась устойчивой, ее наследие — лампа с зеленым абажуром на столах функционеров сталинского времени.

Источники:

Лампа-миракль

Метки: |

Светильник с экраном для защиты глаз от яркого света. Во времена Екатерины II такую лампу называли «омракль», а с начала XIX века — «миракль» (в переводе с французского — «чудо»). Это название передает впечатление, которое производили на зрителей оживающие при колеблющемся пламени свечи картины на полупрозрачном экране миракля, украшенном акварельным рисунком, тонкой прорисовкой по фарфору или перламутровой пластиной. В свое время миракли были очень популярны. Они прожили в гостиных вплоть до конца XIX века.

Источники:


Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.


Источник: http://kizhi.karelia.ru/opr/=%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0


Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Светильники своими руками из керосинки

Рекомендуем почитать: